Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

Hawaii

Опять на тему гиюра

Вот тут один рав, на вопрос не боится ли он гореть в аду, потому что послал в ад других людей, превратив их своим гиюром в несоблюдающих евреев, ответил очень корректно, что во-первых в иудаизме нет понятия "гореть в аду", да и как можно гореть в нематериальном мире... Мне этот рав уже давно показался симпатичным человеком, еще когда я наткнулась на его пост в сообществе "Один мой день", и вижу что не ошиблась. И кстати, хорошо, наверное, что нет такого понятия (а может и в других религиях на самом деле нет). Мысль банальная, но свобода воли в том и заключается, что ты можешь делать добро без причины, а не под страхом наказания...

Что-то я в последние дни одновременно оказалась втянута сразу в два обсуждения темы гиюра, одно вышеупомянуто, другое в закрытом посте. Свои мысли на эту тему я уже писала. Вижу, что многие в сообществе machanaim думают схоже по поводу самой "проблемы", в том смысле, что та ситуация, когда солдаты в армии присягают на христианской библии (потому что им дали понять, что к еврейской они не причастны) - эта мультикультуральность - Израилю не подходит и приведет к разрушению государства. Это помимо вопроса о том, надо ли считаться с чувствами целой категории граждан... Другое дело, что, по-моему, массовый гиюр это не из области реального, даже армейские гиюры кажется не имеют такой уж большой успех, разве что сделать гиюр частью бракосочетания, но это, по-моему, совсем противоречит традиции. Так что идеи о том, чтобы считать евреями по умолчанию всех желающих поставить хупу, остаются в силе. Все равно через поколение-два тут будет уже трудно разобраться кто есть кто.

Hawaii

Рождественское

За субботним ужином речь, конечно же, зашла об Иисусе Христе. У нас были друзья, а также товарищ Ифтаха с работы. Товарищу стали зачем-то объяснять, что христиане верят что Иисус -  мессия и ждут его второго пришествия, тогда как евреи не верят что он мессия и продолжают ждать мессию, который придет в первый и единственный раз. Я сказала, что Иисус все-таки был великий человек и дейстительно мессия для народов мира - поскольку избавил мир от идолопоклонства. Сказав это, я страшно загордилась своей толерантностью и широтой взглядов (опиравшейся впрочем на мнения некоторых раввинов средневековья, европейских конечно) - пока моя подруга не толкнула меня в бок и не напомнила тихонько на иврите, что вообще-то наш гость - индус и происходит из семьи самых что ни на есть идолопоклонников. Упс. :) Впрочем, индийский гость сидел как есть в белой кипе и деликатно улыбался. Надеюсь, он не очень обиделся. :)
Hawaii

Судный День

"...Ибо человек как разбитый черепок,
как сухая соломинка, как увядшая травинка,
как мелькнувшая тень, как тающее облако,
как подувший ветерок, как развеянная пыль,
и как улетевший сон..."

По-моему, молитва (точнее "пиют") "У-нетане токеф", которая произносится на Рош ашана и Йом-Кипур, это шедевр еврейской поэзии (или даже вообще поэзии). Ее текст традиция приписывает рабби Амнону из Майнца, замученному христианами (например см), хотя ученые относят его к гораздо более раннему периоду. В 1990 году Яир Розенблюм, автор например знаменитой "Песни о Мире" и пишуший в основном для армейских ансамблей, написал новую мелодию для этой молитвы - в память об 11 членов киббуца "Бейт ха-Шита", павших в войну Судного Дня. Согласно Википедии (здесь), эту мелодию исполняют теперь и во многих синагогах. Здесь я ставлю оригинальное исполнение - киббуцного ансамбля "Гиватрон". Слушать, смотреть и рыдать.
Hawaii

אפשר לגעת בנינט? מה פתאום! היא מסורתית

Прочла недавно интервью с профессором Бузагло (фамилия настоящая :) я сама изучала у него Введение в Логику), где он утверждает, что правы не светские, не религиозные, а "масортиим" - "традиционные" (соблюдающие традиции). Точнее, правы все -  собственно, "традиционные" это единственный лагерь, который не считает, что другие заблуждаются и ведут неправильный образ жизни. По статистике, соблюдающих традиции - 40%, т.е. это самая большая группа населения, и при этом ее голос не слышен (в силу разных причин). Для "традиционных" главное не Текст, а непосредственная передача религиозного и национального наследия. Он говорит: да, с точки зрения Галахи, зажечь в субботу свет или зажечь огонь это абсолютно одно и то же. Но почему-то столько людей различает между тем и этим - стало быть, разница есть!

Наконец-то кто-то сказал вслух, то о чем я давно задумывалась! (я думала, я одна такая). Сколько раз мне говорили (причем, в основном "светские"): иудаизм это пакетная сделка, нельзя выбирать и соблюдать только то что тебе нравится. Ты или тут или там. Но почему??? Тем более, все "традиционные" сходятся по большинству пунктов. И мир наш и несовершенен и неоднозначен. И действительно ли священный текст сильнее того что передается из поколения в поколение или того, что говорит интуиция? В общем, звучит совершенно по-детски (я сама уже думала, что выросла из этого), но ей-богу, именно это говорит уважаемый профессор логики, и даже книгу написал. (Правда, замечу в скобках, что курс Логики я таки бросила, после Теории Множеств с математиками учиться у философов это был уже не тот уровень).

И еще, мол у харедим чистая Галаха без национальной (сионистской) составляющей, у светских - ну, про них понятно, сионизм без всякой базы, ни на чем не держится, а "вязаные кипы" взяли оттуда и отсюда, но выборочно и узко. На "вязаных"-то и была надежда, но они, вместо того чтобы бороться  со вторым каналом ТВ, или с фактом того, что десятки процентов израильтян вынуждены работать в субботу - они обсуждают могут ли женщины читать Мегилу. Мне трудно представить как бы "вязаные кипы" боролись с вышеозначенными безобразными явлениями, но в общем он прав. Короче, не зря я во всех опросах называю себя "масоратит". Буду теперь гордо нести знамя "традиционного" лагеря. :)

P.S. Нашла в сети его статью www.morasha.org.il/Apps/WW/page.aspx.

Hawaii

Рабинские праздненства

Дело в том, что у нас иногда часами включено радио, обычно Галей-ЦаХаЛь. Мы порой даже сами не замечаем. А там последние две недели сами знаете что происходит. Вчера Ифтах не выдержал и сказал со смехом: "Достали уже эти Рабинские праздненства". Потом добавил, чтобы смягчить циничность: "Это в конце концов нехорошо по отношению к покойному". Вот. А я думала, что для кореных израильтян это святое. Или по крайней мере то, о чем в слух не говорят. Ну, я говорю, во-первых, у нас ведь два календаря, еврейский и общий, и поэтому мы "празднуем" весь период от одной даты до другой, а к тому же в этом году 10-летие, так что ничего не поделаешь. На том и сошлись. Но он меня удивил. То есть, он, конечно, мой муж, но ведь советскую закалку не прошел...
мотек

О парадоксах

После очередного урока Шалома Розенберга.

Потрясающе! Наконец-то найден ответ на знакомый с детства дурацкий (казалось бы) вопрос. Может ли Бог - по определению всемогущий - сотворить камень, который не сможет поднять?

Сначала ответьте вы. Постарайтесь аргументировать. Collapse )